М.Г. Ярошевский предлагает научные школы классифицировать на три типологические формы (группы):
1) научно-образовательная школа (в обиходе чаще называют научно-педагогическая школа) – сплоченный вокруг достаточно известного ученого небольшой коллектив (стажеры, аспиранты, студенты), в котором научные исследования совмещены с обучением;
2) школа – исследовательский коллектив – это определенное научное сообщество, действующее под влиянием идей, выдвинутых неким исследовательским коллективом, в том числе и уже после того, как последний прекратил свое существование (сравнительно небольшой коллектив ученых, непосредственно сплоченный вокруг лидера и в основном состоящий из его прямых или косвенных учеников разных поколений, разрабатывающих оригинальную научную программу лидера или ее модификации);
3) школа как направление – отождествляется с множеством ученых, не принадлежащих одному исследовательскому коллективу, но разрабатывающих сходными методами общую специфическую научную идею.
О. Грезнева предлагает такую классификацию научных школ:
- по виду связей между членами научной школы – научное течение, «невидимый колледж», научная группировка;
- по статусу научной идеи – экспериментальные, теоретические;
- по широте исследуемой предметной области – узкопрофильные, широкопрофильные;
- по функциональному назначению продуцируемых знаний – фундаментальные, прикладные;
- по форме организации деятельности учеников – с индивидуальными формами организации научно-исследовательской работы, с коллективными формами организации НИР работы;
- по характеру связей между поколениями – одноуровневые, многоуровневые;
- по степени институализации – неформальные, кружки, институальные;
- по уровню локации – национальные, локальные, личностные.