Особенности научного стиля изложения

| 01.04.2019

Главная особенность научного стиля изложения текста состоит если не в отсутствии, то хотя бы в минимизации прилагательных, которые по смыслу фразы, абзаца или всего документа не поддаются измерению, точной оценке или единообразному толкованию.

 

Научный же стиль изложения материала состоит в том, чтобы давать не эмоциональную, а фактическую оценку процессам и явлениям окружающего мира. А как же переформулировать фразу, чтобы такая оценка появилась? Очень просто: повысить уровень уже упоминавшихся конкретики и точности.То есть любое слово, любое утверждение, любая оценка, а особенно прилагательные, должны быть подкреплены какими-то объективными данными, которые нельзя интерпретировать произвольно. Словосочетание «очень холодная зима» можно трактовать как угодно (кому-то и +10 в сочетании с высокой влажностью и сильным ветром невыносимо), а вот «холоднее, чем в большинстве регионов» и, тем более, «холоднее, чем –30» – это достаточно точные характеристики климата либо фактической погоды.

Основные правила написания текста научным стилем

Наиболее точным примером научного стиля выступает стиль научной статьи. В диссертациях, монографиях, учебниках, исследовательских отчетах и т.п. все же могут быть «лирические» отступления, причем иногда довольно много. Это иногда еще и приветствуется, потому что даже ученым так легче воспринимать материал (они тоже живые люди, а не роботы). Но научная статья практически не оставляет места для подобных отступлений просто в силу слишком ограниченного объема.

Поэтому стиль научной статьи – наиболее строгий, точный и конкретный среди всех примеров научного текста. Он характеризуется минимумом эпитетов, неоднозначно интерпретируемых прилагательных, расплывчатых утверждений. Автор научной статьи стремится поделиться результатами своего исследования, описать их как можно более полно, а сделать это нужно, использовав объем всего в пару десятков страниц стандартного текста. Поэтому здесь изложение материала будет изобиловать цифрами, фактами, графиками, таблицами, чертежами, схемами и т.п., но при этом будет очень мало лишних фраз, даже вроде бы наукообразных, а на самом деле не несущих никакой пользы для понимания предмета статьи (типа «из вышеизложенного вытекает нижеследующее»).

Графики, таблицы, чертежи и схемы – это вообще очень важные элементы научного текста, особенно в условиях его жестко ограниченного объема. Дело в том, что эти элементы позволяют многократно экономить пространство и время. Пространство – имеется ввиду место на страницах, где собственно и изложена статья, потому как зачастую в одной таблице или в одном графике можно отразить больше информации, чем на нескольких страницах текста. Время же экономится потому, что читающий тратит его существенно меньше, когда в тексте больше не букв, а картинок. Так гораздо легче воспринимать и усваивать информацию.

Наконец, изложение научных текстов должно происходить в безличной форме («приведенные данные свидетельствуют», «статья посвящена» и т.п.), без использования местоимений и посредством повествовательных предложений. Хотя, однако, из последнего правило существует исключение: в научно-публицистических материалах вполне допустимы не только вопросительные и восклицательные предложения, но даже предложения с незаконченной мыслью (многоточием в конце).

Как отмечалось, научный стиль характеризуется точностью и конкретность формулировок, а также наличием специфических терминов. Именно поэтому в научных работах недопустимо, да и попросту невозможно описывать изучаемые наукой явления и процессы точно таким же языком и стилем, как мы общаемся в повседневной жизни.

Приведем пример.

Студенту технической специальности дана задача проанализировать рабочие параметры нескольких десятков однотипных насосов (или иначе – устройств, обеспечивающих циркуляцию жидкости в системе) с целью определения оптимальных.

Для решения этой задачи потребуется произвести измерения самих устройств и их частей (в частности, площадь круглого сечения внутренней трубки), замерить объем проходящей жидкости и количество времени, необходимое для ее прохождения, определить взаимосвязь между параметрами и т.п. Иными словами, нужно проделать определенную работу, используя методы технической диагностики, математического и статистического анализов.

По итогам такого исследования в научной работе нельзя просто написать, предположим, что «чем шире труба, тем больше вливается». Во-первых, это совершенно тривиальный вывод, и без всяких исследований понятный любому здравомыслящему человеку. Во-вторых, это будет не точное описание процесса.

Научным же в данном примере может быть следующий вывод: «В определенных граничных условиях существует сильная положительная корреляция (статистическая взаимосвязь) между площадью круглого сечения внутренней трубки устройства с объемом проходящей в единицу времени жидкости».

На первый взгляд может показаться, что предложенная формулировка лишь излишне нагромождена терминами. Однако это не так. Она максимально точно отражает полученные результаты конкретного исследования. Так, она указывает на «определенные граничные условия», на измеряемые величины, а главное – на наличие сильной положительной корреляции. Дело в том, что корреляция – это разновидность  статистической связи между параметрами, то есть проявляется она не строго, а с определенной вероятностью. И сильная положительная корреляция означает, что в большинстве случаев (но не всегда!) увеличение площади сечения трубки приводит к повышению объема циркуляции. Кроме того, не любая статистическая связь является корреляцией, а только такая, при которой изменение значения одного параметра влечет за собой изменение средних значений другого.

Вот именно этим отличается научный стиль от любого другого: обыденного, художественного, журналистского и проч. Предельной точностью, конкретностью и содержательностью формулировок.

 

 

 

 

Автор публикации

не в сети 3 года

admin

0
Комментарии: 0Публикации: 102Регистрация: 20-04-2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *