СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Преимущества реализации сетевого взаимодействия

  • Обучение по перспективным (уникальным) образовательным программам;
  • Повышение качества обучения за счет использования самых передовых и перспективных инфокоммуникационных и образовательных технологий;
  • Объединение в одной программе ресурсов многих вузов и предприятий;
  • Привлечение лучших преподавателей для реализации соответствующих модулей;
  • Обеспечение гибкости в реализации индивидуальных траекторий обучения.

Финансирование сетевого взаимодействия может осуществляться за счет:

  • средств субсидий, получаемых Направляющей образовательной организацией, в т.ч. выделяемых в рамках национальных проектов;
  • собственных средств Направляющей образовательной организации;
  • средств Принимающей стороны;
  • личных средств участников сетевого взаимодействия

Обязательные условия для использования сетевой Формы реализации образовательных программ:

  • Заключение договора между участниками сетевой формы реализации образовательных программ;
  • Письменное согласие обучающихся на использование сетевой формы реализации образовательной программы;
  • Отражение в договоре на обучение сведений о том, что по данной программе возможны сетевые формы обучения;
  • Зачет результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам в других организациях-участниках сетевой формы реализации образовательных программ;
  • Обучающийся, участвующий в сетевом взаимодействии, является студентом той образовательной организации, в которую был принят на обучение по данной образовательной программе.

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

  •  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (приказ Минобрнауки от 19.12.2013 № 1367).
  • Локальные нормативные акты организации.

ПРОЕКТЫ ДОКУМЕНТОВ О СЕТЕВОЙ ФОРМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

  • Положение о сетевой форме реализации образовательных программ. Посмотреть
  • Договор о Сетевой форме реализации образовательной программы. Посмотреть
  • Приложения к договору (о правилах приема, академической мобильности студентов, содержании образовательной услуги, обоснование цены и др). Посмотреть

СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА О СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Договор о сетевой форме реализации образовательной программы должен предусматривать:

  • вид, уровень и (или) направленность образовательной программы;
  • правила приема;
  • порядок организации академической мобильности и статус обучающихся в организациях, реализующих образовательную программу в сетевой форме;
  • условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе;
  • ресурсное обеспечение и распределение обязанностей между организациями-участниками;
  • выдаваемые документ или документы об образовании;
  • срок действия договора.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПРИ СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

  • Договор о сотрудничестве в рамках которого студент может изучать дисциплины ООП другого вуза (зачет дисциплин необязателен).
  • Договор о сетевом взаимодействии, предусматривающим включение в ООП дисциплины вузов-партнеров. Студент изучает дисциплины ООП другого вуза, реализуя свою индивидуальную образовательную траекторию (зачет дисциплин обязателен).
  • Единая сетевая образовательная программа (ООП) на основании договора. Каждый Вуз реализует ООП на своей материальной базе. Сетевое взаимодействие по дисциплинам по выбору на основе ДОТ или на основе сочетания форм обучения (очное, очно-заочное) (зачет дисциплин обязателен).

Приказ от 11 января 2018 года N 24

О внесении изменений в порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры

 

Посмотреть

 

Вхождение России в Болонский процесс

Еще до официального присоединения России к Болонской декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных стандартов профессионального образования. Уже в Законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятом в 1996 г., в принципе была предусмотрена многоуровневая система высшего образования. За прошедшие годы многие вузы (в том числе Томский государственный университет) накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений.

Инициаторами выхода вузовской России из самоизоляции и вхождения в международное пространство высшего образования выступили вузы, более других заинтересованные в развитии международных связей и привлечении иностранных студентов: СПбГУ, РУДН, МГИМО и др. В течение 2001-2003 года был проведен ряд всероссийских совещаний по перспективам Болонского процесса Министерство образования России поощряло эту деятельность, издав, в частности, инструктивное письмо от 28.11.2002 № 14-52-988ин/13 и приказ от 2 июля 2003 года № 2847 «О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе».

В экспериментальном порядке в вузах стали реализовываться отдельные положения Болоноской декларации: учет трудоемкости предметов в кредитных часах, европейская система оценок, европейское приложение к диплому.

После того, как как министр образования В. М. Филиппов в сентябре 2003 г. подписал от имени России Болонскую декларацию, началась официальная история Болонского процесса в России. Однако последовавшая в 2004 г. смена правительства и реорганизация самого министерства на какое-то время его затормозили, никаких видимых действий со стороны органов управления высшим образованием не было, скептики даже утверждали, что Болонский процесс «вышел из моды» и останется только на бумаге. Конец сомнениям и колебаниям положил приказ вновь организованного Министерства образования и науки от 15 февраля 2005 г. № 40, которым утвержден конкретный план мероприятий по реализации основных направлений Болонской декларации в срок до 2010 года.

Посмотреть

 

Основные цели Болонского процесса

 

В тексте Болонской декларации  сформулированы шесть основных целей интеграционного процесса:

  1. Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение общеевропейского Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  2. Принятие системы, основанной на двух основных циклах — достепенного (udergraduate)и послестепенного (graduate).Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.
  3.  Внедрение системы кредитов по типу ECTS — европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни (lifelong learning – LLL), если они признаются принимающими заинтересованными университетами
  4.  Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее:
    · учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам;
    · преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.
  5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
  6. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
    Из сказанного ясно, что моделью для будущей гармонизированной европейской послужила типичная для Великобритании и США двухуровневая система высшего образования (бакалавриат – магистратура), в разных вариантах применяющаяся в большинстве европейских, и не только европейских, стран. Для выбора двухуровневой системы имеются очень веские основания. В настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (в разных системах – от 3 до 4 лет). При этом бакалавриат дает законченное высшее образование, выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на соответствующие штатные должности. Магистратура (обычно 1 – 2 года) предполагает более узкую и глубокую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу.

Принципиальной особенностью современного подхода к профессиональному образованию является его непрерывность, необходимость постоянного повышения квалификации, обучения в течение всей жизни (LLL). В Болонской декларации на это обращено особое внимание.

 

История Болонского процесса

«Болонским» называют процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространство, открылись границы, введена единая валюта, формируется общеевропейский рынок труда. В этих условиях пестрота систем высшего образования, несопоставимость присеваемых квалификаций тормозят мобильность квалифицированной рабочей силы.

В истории Болонского процесса можно выделить три этапа:

  • предыстория: от Великой Хартии Университетов (1988 г.) до Болонской декларации;
  • начало: Болонская декларация (1999 г.);
  • развитие: после Болонской декларации.

Идеи создания европейского университетского сообщества и единого европейского пространства высшего образования исходят от старейшего в Италии и во всей Европе Болонского университета. Еще в 1986 году, готовясь к своему 900-летнему юбилею, он обратился ко всем университетам Европы с предложением принять Великую Хартию Университетов – Magna Charta Universitarum. Идея была с энтузиазмом подхвачена, и во время юбилейных торжеств в 1988 году этот документ (см. приложение 1), провозглашающий универсальные и непреходящие ценности университетского образования, а также необходимость тесных связей между ними, был подписан ректорами 80 вузов.

Постепенно процесс европейской интеграции высшего образования стал подниматься с университетского на государственный уровень. В 1998 г. в Париже в стенах знаменитого Сорбонского университета, также во время празднования его юбилея, состоялось совещание министров образования четырех стран (Франция, Великобритания, Германия, Италия). Подписанная ими Сорбонская декларация «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» впервые обосновала стратегическую цель создания зоны европейского высшего образования и ускорила дальнейшее развитие событий.

Уже в следующем 1999 году на родине Magna Charta, в Болонье, состоялась историческая Первая конференция тридцати европейских министров, отвечающих за образование. Принятая ими декларация «Зона европейского высшего образования» (приложение 2), определила основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. С этой декларации и начинается собственно Болонский процесс, который предполагается завершить к 2010 году.

В дальнейшем встречи европейских министров образования стали регулярными с интервалом в два года, каждый раз к болонскому процессу присоединялись новые страны. В 2001 году министров принимала Прага, в 2003 году – Берлин. Число участников достигло сорока, в том числе Россия, подписавшая Болонскую декларацию в ходе берлинской конференции. Последняя, четвертая, встреча состоялась в мае 2005 г. в норвежском городе Бергене. Здесь о вступлении в Болонский процесс заявили пять стран бывшего Советского Союза, включая Украину. Следующая встреча намечена на 2007 г. в Лондоне.

 Вся университетская Европа пришла в движение, намереваясь успешно завершить создание единого образовательного пространства к установленному Болонской декларацией сроку.

Посмотреть

 

Приказ №1505 от 21.11.2014

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)

Посмотреть